СКИФЫ

ФОРУМ О СКИФАХ - ПРЕДКАХ СОВРЕМЕННЫХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
 
ФорумКалендарьЧаВоПоискПользователиРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 ЭТНОНИМЫ «АС» И «АЛАН»: ЭТИМОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ АТРИБУЦИЯ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Dicere
АДМИН
АДМИН
avatar

Сообщения : 167
Репутация : 0
Дата регистрации : 2010-04-19
Возраст : 45
Откуда : Россия

СообщениеТема: ЭТНОНИМЫ «АС» И «АЛАН»: ЭТИМОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ АТРИБУЦИЯ    Сб 9 Июл - 13:39

Если сделать краткий экскурс в историю означенной темы, можно отметить, что факты, наличествующие при рассмотрении вопроса происхождения и распространения этнонимов «ас» и «алан», никакой почвы для позиции сторонников их иранского происхождения не дали. И за последние 100-150 лет изучения и попыток этимологии означенных этнонимов на основе иранских языков, научного уровня объяснений так и не было представлено.

К примеру, версия В.И. Абаева (ИЭСОЯ, том I), возводящая этноним «алан» к термину ари (ариана) в осетинском фонетическом оформлении, не имеет научно-методологической основы, и по той причине, что в осетинском языке термин «ариана» в действительности существует в форме самоназвания «ирон», этноним же «алан» у иронцев и дигорцев не зафиксирован вообще. Редко встречающееся, и только в фольклоре (в паре сюжетов), выражение «аллон-биллон», которое отдельные авторы считают фиксацией этнонима «алан» на почве осетинских этнографических реалий, значит просто «чужак», и другого смысла у этого слова не существует в осетинском языке. Свидетельством именно данного значения является и следующий пример его использования. Профессор МГУ Г.А. Кокиев писал, что оно: «встречается крайне редко в старинных оборотах речи, потерявших почти всякое значение, например: «Шли они с огромным шумом» — «Allon-bilanæi iscæicudæncæ». Буквально: «Шли подобно Аллон-биллонам!». Из контекста очевидно, что «аллон-биллоны» для осетин — это сторонний объект, с которым они сравнивают тех, кто идёт с шумом.

Исторически иронцы и дигорцы не называли себя ни аланами, ни асами, и ни один соседний народ их так не называл. На Кавказе только карачаево-балкарцы традиционно - с незапамятных времён используют этноним «алан», как повседневное обращение между собой в значении «человек». В вопросе изучения этнонимов народов мира известно много примеров, когда самоназвание народа становилось эквивалентом понятию «человек» (Я.В.Чеснов, 1998).

И в целом этнонимы «ас» и «алан» в среде кавказских народов наличествуют только в связи с карачаево-балкарцами, которых, например мингрелы называли - алани; горно-грузинские народы – овс; осетины - аси, ассон. (И. Кипшидзе, Марр Н.Я., Абаев В.И., Волкова Н.Г.). Кроме того, у мингрелов название аланов стало и нарицательным словом. Так И. Кипшидзе в «Грамматике мингрельскаго (иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем» (С.-П., 1914) приводит мингрельско-русский словарь, в котором пишется: «Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев), живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани. Алани кочи: человек-алан, т.е. сильный, храбрый молодец».

Много и других свидетельств, касающихся этнонимов «ас» и «алан» в собственно кавказской среде и их этнической атрибуции, например:
«Замечательно, что Сванеты соседей своих Карачаевцев иначе не называют, как Аланами. Это след для историков древняго народа – Аланов». ЛЗ. Статья "Сванетия", 1845 г.

Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа»:
«Дигорцам, плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за перевалом Стулиафцег. Дигорское название Карачая – Устур-Аси, т.е. «Большая Балкария» (Большая Алания?)».

В начале XIX века известный венгерский ученый и путешественник Е. Зичи писал: «Осетины называют асами тюрков в Балкарии и карачаевцев на Малке и Кубани». («Осетины глазами русских и иностранных путешественников», Орджоникидзе, 1967, с. 283).

П.К. Услар (1881 г.): «Осетины, не присваивая себе названия оссов или ассов, называют этим именем западных соседей, живущих на Кубани».

В.А. Кузнецов: «Осетины называют своих западных соседей, балкарцев, аси, а их страну Ассиаг».

В.И.Абаев в Историко-этимологическом словаре осетинского языка приводит следующее: «Асы (иронское)/ Аси, Асси (дигорское) – «Балкария», «балкарцы»; иронское «асиаг», дигорское «аессон» - «балкарец», «балкарский». (ИЭСОЯ, т. 1, с. 79)

В газете «Кавказ» от 5 декабря 1853 г. № 90 написано следующее: «Басияне в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами».

Ибн Саид аль-Магриби (XIII в): «К востоку от него на море [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен людьми из народа ал-’алан, которые являются христианизированными тюрками. Его координаты – 69 градусов долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас, похожий на них по своим обычаям и вере».

Ибн-Халдун (XIV в) приводит список тюркских народов: «Мы перечислили их (тюрок) в начале книги, (это) токуз-огузы, а они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы, халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, алланы, ширкеши (тюргеши) и азкиши».

Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин, хорошо знавший алан и гуннов, писал, что аланы «во всём похожи на гуннов, но несколько мягче их в нравах и образе жизни». «Во всём», значит - по языку и этнокультуре. Похожая параллель наблюдается и у грузинского летописца Леонтия Мровели (XI век), который в «Карлис Цховреба» прямо пишет об этнической близости хазар и овсов, т.е. указывает на родство двух тюркских народов. Леонти Мровели жил во времена близкие к периоду существования Хазарского каганата, а потому его свидетельство в этом плане является достоверным. Также, Иосиф Флавий (I в) сообщает, что «народ аланы есть часть скифов, обитающая у Танаиса и Меотийского озера». А русский переводчик XII в. передает это известие так: «язык же яський ведом есть, яко от печенежского рода родился, живуща подле Тани и Меотьского озера». Из этих и других древних свидетельств очевидно тождество аланов, асов (ясов) с тюркскими народами.

Следует более подробно остановиться на грузинских терминах «овс» и «Овсети», и производного от них – русского слова «осетины», имевшего к 19-му веку в литературе больше территориальное определение для народов Центрального Кавказа, нежели конкретно этническое, и который был позднее официально закреплён за иронцами и дигорцами. Академик Н.Я. Марр, касаясь данного вопроса, сообщает следующее: «Термин осский (осетинский) у сванов означает не иронский язык, как мы это понимаем, иранского происхождения, а карачаевский, относящийся к турецкой семье. Для иронского у сванов термин «дигорский». У лашхцев, во всяком случае по объяснению О. Арсена, Сави-ар асы, или осетины, означает и карачайцев-татар и других осетин, т.е. выходит так, что термин имеет территориальное значение, и все, кто проживает на обозначаемой им территории, турки ли, карачайцы они или народ иранского племени - ироны (наши «ос»-и, обычно - осетины), у сванов, по крайней мере лашхцев, они называются одинаково - сави-арами, т.е. осами-осетинами. Кстати, по личному сообщению А.Г. Шанидзе, так обстоит дело и в гебском подговоре рачинского говора грузинского языка: здесь ос-и, кстати, звучащее в глольском говоре иногда, как и в древнегрузинском, - овс-и (ср. мингр.: «офс»-и), означает обычно карачайца, а осури - карачайский язык, что же касается переноса и распространения этого этнического термина также и на иронов-осетин, т.е. употребление его вместо племенных названий дигорел-и «дигорец» и двал-и «двал», то в этом надо видеть плод влияния грузинского литературного языка или точнее грузинской речи интеллигенции». (И.М. Мизиев, 1990).

Этноним «ас», кроме карачаево-балкарцев, наличествует и в отношении многих других тюркоязычных народов, например: алтайские рода - дьети ас, байлаг ас, тёрт ас; казахское племя - ас; узбекское племя - ас; киргизское племя - ас; чагатайское племя ас; ногайские рода - тарту уллу ас, дер гулли ас, шомишли ас; башкирский род – ас и другие. Данный этноним встречается в названиях подразделений и древних тюркоязычных народов. Таким образом, этноним ас с различными фонетическими вариантами широко применялся и применяется для обозначения различных тюркских народов и их родовых подразделений.

Являются прозрачно карачаево-балкарскими и имена асских предводителей, воевавших с Тамерланом в XIV веке (Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан - С волчьей кровью), Буриберди (Бёрюберди - Данный волком), Тауса (Тауас - Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых Чегемского ущелья Балкарии?), Пулад (Болат - Сталь). Наличие в Балкарии крепости Болат-Къала, разрушенного в XIV веке (Батчаев В.М., 2004), свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев - асов с полчищами Тамерлана.

В фольклоре карачаево-балкарцев сохранились сведения о Тамерлане (Нальчик: КБИГИ, 2005), например, в таких выражениях, как:
«Акъсакъ Темир къурутханлай къурусун журтунг» - «Да исчезнет твое поселение, как после Аксак Темира!»; «Биз Акъсакъ Темирден къалгъан жанлабыз» - «Мы души, выжившие после Аксак Темира», «Акъсакъ Темирден сау къалгъан эсек, энди ёлмебиз» - «Если мы остались живы после Аксак Темира - не умрем». Длительное время в народе был запрет на произношение его имени, т. к. считалось, что это может породить повторно зло. Рассказывают, что в период депортации балкарского народа в 1944 г. старожил из рода Таукеновых, часто повторял, подбадривая соплеменников: «Къоркъмагъыз! Акъсакъ Темир къуруталмагъан халкъыбызны, киши да хорламаз!» - «Не бойтесь! Если нас Аксак Темир не одолел, то уже никто не одолеет!»
Отрывок песни (перевод):
Новая холера вошла в горные ущелья,
Села таулу словно черным туманом окутала
Но это не черный туман, ей богу!
Это не стая черных ворон, ей богу!
Это - чернокровное войско Аксак Темира».

Подобно тому, как в русских сказках говорится «Здесь русским духом пахнет», в карачаево-балкарских - великаны-эмегены, зайдя в своё жилище, и почуяв спрятавшегося героя повествования, говорят: «Ас ийис, адам ийис!» - «Асский запах, человеческий запах!».

В связи с исторической ретроспективой этнонима «ас», на наш взгляд, наиболее обоснованное объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М. Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» - русская традиция использования греческого скит/скут, которое само, по всей вероятности, восходит к древнему переднеазиатскому названию скифов - ашкез/ашкуз. По распространённой фонетической закономерности - фонемы з/с переходят в д/т. Что можно видеть и на примере ашкез/ашкуз - скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда выпадают. Иными словами, греческое название скифов - скит/скут заимствованно из переднеазиатских языков. А древние переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою очередь, являются несколько измененными формами тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас).

С учётом наибольшей известности данного этнонима в древний период, и тем фактом, что из всех общих этнонимов в среде тюркских народов, данный является самым распространённым, как по широте ареала, так и по количеству тюркских народов, сохранивших этноним «асы», можно предположить, что это древнейший и общий этноним всех тюркских народов.

Что касается вопроса этимологии данного этнонима, то, на наш взгляд, верное направление для её определения представил доктор философских наук из Санкт-Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей работе «Волжская Булгария: история и культура» приводит следующее свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и летописные асы (ясы)».

Оправданность версии Р.Х. Бариева подтверждается тем, что значительной частью ареала формирования пратюркской - древнямной (курганной) культуры являются низовья Северного Прикаспия. «Большая советская энциклопедия» об этой географической территории сообщает следующее:
«Прикаспийская низменность. Низменность, расположенная на северном побережье Каспийского моря, на Ю.-В. Восточно-Европейской (Русской) равнины (РСФСР) и в Западном Казахстане. Включает дельты рр. Волга, Терек, Сулак, низовья Урала и Эмбы. Основная часть П. н. соответствует глубокой тектонической впадине на юго-восточной окраине Восточно-Европейской платформы - Прикаспийской синеклизе».

Таким образом, вероятно, древнейший и общий этноним тюркских народов - ас, ас-киши, значит «люди с низовья». В данном этнониме отразилась особенность территории, где сформировались древние тюрки.

Что касается якобы «тюркизации» Алании (Карачая и Балкарии) после монголо-татарского нашествия, то истории не известен факт заселения в тот и последующий периоды «кипчаками» или какими-либо другими тюрками территории проживания карачаево-балкарцев. И предположение о влиянии неких поздних тюрков на формирование карачаево-балкарцев - всего лишь безосновательная попытка в рамках надуманной концепции ираноязычия алан, объяснить реальное тюркоязычие территории исторической Алании.

И в целом, теория ираноязычия скифских племён (в том числе и аланов), при всей её распространённости, сводится только к работам Вс.Ф. Миллера и В.И. Абаева. В том роде, что якобы они всё доказали, а последователи только лишь дополняют, ссылаясь на их теорию, как на аксиому. Но, при ближайшем рассмотрении работ основоположников, становится очевидным, что ничего в соответствии с научной методологией ими не было доказано. И все обоснования, игнорируя комплексный подход, сводятся только к произвольным и тенденциозным этимологиям с позиции индоиранских языков некоторых скифских имён и топонимов, дошедших до нас в иноязычной передаче. При такой «методологии» скифские слова с не меньшим успехом можно этимологизировать с любого другого языка мира.

А разнообразно дешифруемые («Приветствие Иоанна Цеца») и спорные, как вообще наличествующие в действительности, «письменные источники» («Зеленчукская плита», «Глоссарий венгерских ясов» и т.п.) - только целенаправленные интерпретации, которые не относятся к области реальных научных фактов. Действительно научный, комплексный поход к данному вопросу с полной ясностью указывает на то, что ни о каком ираноязычии скифских племён изначально невозможно было ставить вопрос. Так как, присутствует важный факт, исключающий теорию ираноязычия скифов, как таковую. На основном ареале обитания скифских племён - на огромном пространстве Евразийского континента от Дуная до Байкала, включая Украину, Крым, Предкавказье, Поволжье, Урал, Казахстан, Сибирь, Алтай — нет ни одного, даже малочисленного ираноязычного народа, народа-изолята, наличие которого, прямо или косвенно, но свидетельствовало бы о присутствии в предыдущие эпохи более значительного ираноязычного пласта.

Сибирь и другие отмеченные географические территории представляют собой весьма удобные области для сохранности даже малочисленных народов, но ираноязычных на этой огромной территории нет вообще. И с другой стороны, всюду, где ранее в античности упоминались скифские племена, письменные источники средневековья фиксируют различные тюркские народы с точно такими же этнокультурными характеристиками, как и скифы. Более того, на мировой политической арене блистают сильнейшие тюркские государственные образования раннего средневековья такие, как Тюркский, Аварский, Уйгурский, Хазарский каганаты, империя гуннов, Великая Болгария и другие. А ведь, чтобы образовывать государства необходимо иметь за собой соответствующий исторический опыт этнокультурного развития. Каковой скифы (тюрки), конечно же имели. «Скифы» – греко-римская литературная традиция для названия тюркских народов. (Митфорд В., 1838, 419)

Иранские народы, безусловно, сохранялись бы на отмеченных территориях, в случае, если бы рассматриваемые древние народы (скифы, киммерийцы, сарматы, саки, масагетты, аланы и др.) были бы соответствующей языковой атрибуции. В подтверждение верности данного положения, достаточно наличия таких факторов, как то, что скифские племена были многочисленны, военно-политически сильны и населяли огромные территории. А потому не могло произойти такой их поголовной «ассимиляции», «отюречивания», «исчезновения» к средневековью со степной полосы Евразии.

Таким образом, очевидно, что «теория» Вс. Ф. Миллера и В.И. Абаева - это не теория, и даже не научная гипотеза, а в лучшем случае - легковесное предположение, которое в какое-то время было массово растиражировано в литературе.

Также, какого-либо значимого влияния иронского или дигорского языка, которое нужно было бы ожидать от скифо-аланского языка на языки народов Северного Кавказа не наблюдается. И даже по этой причине невозможно соотносить иронцев и дигорцев с аланами. Ни у одного народа на Северном Кавказе фактически нет, не считая редких, узко ареальных взаимовлияний, каких-либо заимствований с иронского или дигорского языков.

К примеру, адыги и аланы веками и даже тысячелетиями соседствовали между собой, даже в древности были совместные поселения (С. Хотко, 2011). Шёл естественно культурный взаимообмен, что непременно отразилось бы и в языке. Но этнокультурного влияния осетин на адыгов нет вообще. Нет у адыгов в языке заимствований с осетинского языка. Единственно, что представляется, как какой-то более или менее внятный пример языкового влияния осетин на адыгов — это этимология адыгского слова шэуджен — «священник» с осетинского, как «в чёрном» – сауджын. Ещё приводится слово «стекло». Ну, и всё на этом. В то время, как аланы были одним из самых влиятельных этносов Северного Кавказа за всю историю, и их влияние на все народы Северного Кавказа было значительным и многосторонним. А таковым, по лингвистическим данным является влияние карачаево-балкарского и на востоке кумыкского языков. Как известно, язык – летопись народа. У всех северокавказских народов наличествуют многочисленные лексические заимствования именно из карачаево-балкарского и кумыкского языков. То, что на центральном и северо-западном Кавказе это влияние именно предка карачаево-балкарского языка, а не каких-то абстрактных или других тюркских (допустим – ногайского, крымско-татарского или турецкого), свидетельствуется тем, что из всех тюркских языков на Кавказе — единственный «джекающий» тюркский язык — карачаево-балкарский, и влияние именно этого языка наиболее проявляется в языках соседних с карачаево-балкарцами кавказских народов.

Иронцы и дигорцы – классический горный кавказский народ, который по своей этнокультуре ни какого отношения к кочевым, степным народам не имеет. Достаточно сказать о том, что в иронском и дигорском языках практически вся коневодческая терминология заимствованная. Такого, конечно же, не могло быть у потомков алан. Касаясь вопроса этногенеза иронцев и дигорцев, единственной исторически оправданной версией является та, что в своей иранской составляющей они восходят к гарнизонам империи Сасанидов, контролировавших в IV-VI вв центрально-кавказские перевалы. Отсюда и самоназвание «ирон», тождественное названию империи Сасанидов - «Ирон».

Иранские гарнизоны в III-VI века располагались на Дарьяле, как одном из важных стратегических пунктов. Поддержка своего влияния на юге Кавказа давала империи Сасанидов возможность укреплять свои позиции на Северном Кавказе, что позволяло более эффективно противостоять в извечной борьбе с воинственными северо-тюркскими племенами.

В период жизни и деятельности средневекового грузинского летописца Л. Мровели (XI в) еще была жива память о значительном иранском влиянии на Южном Кавказе во время правления Мириана - царя Картли, сына Сасанидского шаха Касре. Л. Мровели вкладывает в уста своего героя - Мириана слова: «В правление мне была пожалована страна чужая и руками жестокими попранная». Сообщение древнегрузинского автора четко свидетельствуют о роли центрально-кавказских перевалов в борьбе Ирана против угрозы со стороны северных кочевников. (Давлианидзе Л.С., 1973).

Пигулевская Н.В. приводит следующую информацию об интересуемой нас территории: «Прорываясь через горные ущелья в Закавказье и далее к югу, кочевники производили страшное опустошение целых областей, и борьба с ними требовала мобилизации вооруженных сил всего Ирана. Поэтому иранские шахиншахи стремились надежно укрепить кавказские проходы мощными фортифицированными сооружениями с хорошо вооруженными и надежными гарнизонами. В защите кавказских проходов в ровной степени была заинтересована и Византия. Эта заинтересованность выразилась в том, что византийские императоры в некоторых случаях брали на себя часть расходов, связанных с содержанием иранского гарнизона в Дарьяльском ущелье». (Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л.,1941, С.67).

Этим обстоятельством связаны политические интересы иранцев в отношении перевалов на территории современной Осетии. Этим же объясняется и наличие в этих местах с древности, как минимум с IV века, иранского компонента, явившегося основой формирования осетинского народа.

Таким образом, на территории Южной Осетии, прилегающей территории Дарьяльского ущелья и вблизи, находился важный плацдарм империи Сасанидов, позволявший контролировать пути проникновения с севера тюркских племён. Соответственно создавались и фортификационные укрепления, руины которых до настоящего времени можно встретить на означенных территориях. Об одном таком укреплении свидетельствует и рассказ Масуди (X в.), вот что он пишет о рассматриваемой нами территории: «Посреди страны аланов и Кавказа есть укрепление и мост через большую реку; это укрепление, которое называют «Крепость аланских ворот», было построено в самые отдаленные времена персидским правителем по имени Исфандиар сын Густасфа, сын Бахрасфа. Здесь стоял гарнизон, для того чтобы помешать аланам проходить через Кавказские горы, поскольку они не могли миновать этот мост, находящийся у подножия укрепления... Это укрепление расположено на отвесной скале, и взять его невозможно, поскольку проникнуть туда можно лишь с согласия тех, кто его занимает. Это укрепление обеспечено пресной водой из источника, который стекает туда с вершины горы. Это одна из наиболее знаменитых крепостей в мире, ее неприступность даже вошла в поговорку». По данной теме есть содержательное исследование аспиранта ИВ РАН А. Гаджаева - «Великая Кавказская стена и проникновение иранской культуры на Кавказ», в которой дан обзор геополитической ситуации на территориях кавказских перевалов в период империи Сасанидов.

По мнению руководителя раскопок в Едысе - Р.Г. Дзаттиаты, найденные в Едысе «геммы-печати являются наследием иранского мира» и «относятся к так называемым Сасанидским». «Наконец, сасанидские монеты уже прямо связаны с Сасанидским Ираном». Также следует отметить находку вблизи таможенной заставы «Чырамад» - сасанидского серебряного кубка. (Дзаттиаты Р.Г., 2006).

Исторически и логически правильная версия происхождения иранской составляющей этногенеза осетин, уже в XIX веке была высказана передовым специалистом своего времени по иранистике Фридрихом фон Шпигелем, но она была завуалирована, широко растиражированными работами Вс. Ф. Миллера, Ю. Г. Клапрота, К. В. Мюлленгоффа и других, непременно желавших видеть в осетинах - «последний осколок некогда огромного индогерманского мира степной полосы Евразии».
Цитата из работы немецкого ираниста Ф. Шпигеля «Eranische-Altertumskunde», Bd.1., Leipzig, 1871: «Последним в нашем обзоре, посвященном иранским народам, будет народ, живущий совершенно обособленно от родственных народностей. Осетины населяют земли к северу и к югу от Главного Кавказского хребта, как раз там, где Дарьяльское ущелье пересекает Кавказ. Их название уже выдаёт их происхождение, так как сами они себя называют не осетинами, а иронами, а свою страну Иронистаном. Название «осетины» дали им соседние народы, хотя они сами называют так малкаров или балкаров, которые живут к северо-востоку от Эльбруса и являются потомками западных аланов. Аланы наряду с грузинами жили, как пишет Фирдоуси, на северо-западной границе Персидской империи.

Нет ни одного осетинского источника, который бы дал достоверное объяснение изоляции осетин от родственных народов, но мы можем объяснить это двумя причинами. Возможно, ранее иранские народы населяли земли вплоть до Кавказа и осетины жили на границе. Затем представители других народов, в первую очередь татары (имеется ввиду – азербайджанцы) заселили земли между осетинами и родственными им иранскими народами.

Другой причиной может быть то, что персидские цари во времена своего правления направляли крупные отряды колонистов в наиболее важные со стратегической точки зрения районы, чтобы охранять их в интересах империи. Таким важным районом, вероятно было и Дарьяльское ущелье. Отряд осетин в данном случае остался во вверенном им районе, позже утратил связь с метрополией, при этом сохранив свой язык и обычаи, что в труднодоступной местности было проще, чем на равнине. Это второе предположение кажется наиболее вероятным».

В период с V по XIV вв, территория Северного Кавказа - от современных Карачаево-Черкесии и до Чечни, в некоторых письменных источниках зачастую называлась Аланией. И этнически разное население этого региона, для некоторых иноземных летописцев покрывалось одним именем - аланы. Действительными же носителями данного этнонима были тюрки-аланы - прямые этнические предки карачаево-балкарцев, которые и до сих пор занимают самую протяжённую территорию вдоль Кавказского хребта из всех народов Северного Кавказа и сохраняют этноним аланы, как универсальное обращение между собой.

До сих пор остаётся нерешённой проблемой этимология этнонима алан не только с иранских, но также и со всех индоевропейских языков. На основе тюркских языков, даже при наличии тюркского слово «алан», означающего -«степь», «поле», «открытое место», и соответственно, возможный этноним в значении «степняк», более правильной представляется этимология данного слова на основе корня «ала» - пегий (иногда выражающее и понятие светлого), с прибавлением аффикса –ан, как в слове колан (разноцветный) или с прибавлением слова ан, анг (зверь, животное, живое), как в зоониме аслан (лев).

Данное направление этимологии этнонима алан перекликается и со словами римского летописца Аммиана Марцеллина (IV в.), который писал, что название аланов происходит от названия гор. Но, какие горы могли быть, с которыми римский автор связывал название аланов? Наиболее подходит, распространённый в тюркском мире термин Алатау – Пегие горы. Так в тюркской традиции называются горы, на которых снег держится продолжительное время, в отличие от гор, называемых Кара-тау - Чёрные горы, на вершинах которых снег не задерживается (БЭС, Кара-тау). Название «Алатау» на данный момент закрепилось за несколькими горными системами, характеризующимися описанными особенностями. Таким образом, слова Марцеллина, связавшего этноним алан и название неких гор, находят вполне реальное объяснение: по крайней мере, оба термина - этноним алан и ороним Алатау созвучны и содержат в основе один тюркский корень - ала - (пегий, светлый).

И действительное происхождение этнонима «алан», на наш взгляд, связано с табуированным названием барса. В древности названия тотемных животных зачастую скрывались, и заменялись эпитетом, отражавшим какой-либо признак животного. Барса, в соответствии с его характерной светло-пятнистой мастью, можно называть «ала ан», буквально - «пегий зверь». На казахском языке барсёнок и сейчас называется алан (Б. Герольд, 2003.). Слово алан по структуре и словообразованию находится в одном ряду с такими тюркскими зоонимами с компонентом –ан, означающим зверь, как аслан - лев, къаплан - тигр, джилан - змея и т.п. С учётом того, что Алания называлась и Барсилией (Страной барсов), именно данная этимология этнонима «алан» представляется наиболее верной.

Список литературы:

Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949.
Абаев В.И. О происхождении карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1960.
Абаев В. И. Тюркские элементы в осетинской антропонимии. В кн.: Теория и практика этимологических исследований. М., 1985.
Алемань А. Аланы в древних и средневековых источниках. М., 2003.
Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. - СПб., 1999.
Батчаев В.М. История Балкарии. Нальчик, 2004.
Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа, Черкесск, 1993.
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. Пер. с англ. И.М.Стеблина-Каменского под ред. и с послесл. Э.А.Грантовского. М., 1987.
Бомонд-Левин Г.М., Грантмский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. М., 1983.
Будаев Н.М., Западные тюрки в странах Востока. Нальчик, 2002.
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 1, 2. Тб., 1984.
Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Г.А.Стратановского. Кн. 1. Л., 1972.
Герольд Б. Гармония духа. - М.: Русская книга, 2003.
Горохов А. В. Тюркский аспект «монгольского» завоевания Евразии. г. Миасс, 25 ноября 2001 г.
Грашповский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.
Гумилёв Л.Н., Древние тюрки, СПб., 2003
Давлианидзе Л. С. К толкованию одного сообщения Леонти Мровели.- В кн.: Грузинское источниковедение, т. 4. Тбилиси, 1973.
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
Джуртубаев М.Ч., Древние верования карачаевцев и балкарцев, Нальчик, 1991 г.
Дзокаева Т.К., Осетины - потомки осетин. М., 2010 г.
Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. М.-Л., 1956.
Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских языков. - Вестник древней истории. М., 1982, No 3, 4.
Закиев М.И., История татарского народа, г.Казань, 2009.
Закиев М.И., Аланы, кто они?, г.Казань, 1995.
Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1-2. СПб., 1893-1906.
Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.
Мизиев И.М., Шаги к этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986г.
Мизиев И.М., История рядом, Нальчик, 1990.
Мизиев И.М., Лайпанов К.Т., О происхождении тюркских народов. Нальчик, 1993.
Мизиев И.М. Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIII вв. Нальчик, 1995.
Новосельцев А.П., Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, М., «Наука», 1990.
Погребова М.Н. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М., 1984.
Раевский Д.С., Погребова М.Н. Ранние скифы и древний Восток. М., 1992.
Рахмонов Э.Ш., Арии и познание арийской цивилизации. Душанбе, 2006.
Тереножкин A.П. Киммерийцы. Киев, 1976.
Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза, сборник РАН «История Востока».
Фрай Р. Наследие Ирана. Пер. с англ. В.А.Лившица и Е.В.Зеймаля под ред. и с предисл. M.А. Дандамаева. М., 1972.
Хотко С.Х. Карачай – страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая.
Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. — М.: 1998.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://history.rossiaforum.com
 
ЭТНОНИМЫ «АС» И «АЛАН»: ЭТИМОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ АТРИБУЦИЯ
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
СКИФЫ :: ИСТОРИЯ-
Перейти: